Государственный природоохранный центр
blog

24 октября 2019 года в Москве прошел VIII Международный Форум «Здоровье человека и экология»

В Форуме приняли участие представители федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, общероссийских и региональных общественных организаций, учебных заведений и средств массовой информации, а также ведущие российские ученые и специалисты в области здравоохранения, гигиены питания, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Государственный природоохранный центр на Форуме представляли Виктория Доломанова, ведущий специалист отдела организации экологического обучения и аудита, председатель Молодежного Совета Государственного природоохранного центра и Шишкина Елена, заместитель начальника отдела рекламы, организации мероприятий и связей с общественностью.

С докладами на самые актуальные темы по проблемам совершенствования деятельности государства и институтов гражданского общества в деле защиты населения от неблагоприятных факторов окружающей среды и возмещения ущерба, причиненного экологическими нарушениями его здоровью или имуществу, на Форуме выступили член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Олег Цепкин, директор Института оптики атмосферы им. В.Е.Зуева сибирского отделения РАН Игорь Пташник, заместитель директора по гериатрической работе Российского геронтологического научно-клинического центра Надежда Рунихина, заведующая отделом ФГБУ «Институт глобального климата и экологии им. Академика Ю.А.Израэля» Галина Черногаева, директор института биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Данил Воробьев, директор ООО «НПО Экология» Сергей Лебедев, начальник управления охраны окружающей среды АО «ЕВРАЗ НТМК» Светлана Неугодникова и другие.

Спикеры в своих выступлениях отмечали, что, несмотря на то, что в настоящее время государство обращает пристальное внимание на экологическую составляющую, что в таких документах, как «Экологическая доктрина Российской Федерации» (2002 г.), «Об основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012 г.), «Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года» (2017 г.), были сформулированы важнейшие направления государственной политики в сфере защиты населения от неблагоприятных факторов окружающей среды, экологическую ситуацию в стране в настоящее время нельзя назвать благополучной.

По данным Минздрава России, 89 млн. человек в стране испытывают значимую экологическую нагрузку, связанную с загрязнением атмосферного воздуха, питьевой воды и продуктов питания. Около 61 млн. человек страдают от микробиологического загрязнения питьевой воды, продуктов питания и почвы.

Общая величина накопленных и учтенных отходов производства и потребления в целом по стране составляла к началу 2017 года примерно 3 млрд. тонн. Основным способом обезвреживания отходов остается их временное размещение или захоронение. В стране по-прежнему отсутствует эффективная система обращения с ТКО, нет современной системы управления запахами.

Для многих городских поселений, особенно с относительно небольшим числом жителей, отсутствуют современные и эффективные системы водоподготовки и водоотведения, вследствие чего качество питьевой воды в них не соответствует нормативам.

Плохое состояние воздушной среды в российских городах связано, в первую очередь, с выбросами автотранспорта. А в крупных городах-миллионниках, как и во всех развитых странах, его доля в загрязнении атмосферного воздуха нередко превышает 90%. Как отметила в своем выступлении доктор географических наук, профессор Галина Черногаева, среди субъектов Российской Федерации по объемам выбросов от автотранспорта лидирует Москва, автомобильный парк которой сегодня насчитывает 5 млн. единиц, а в 2020 году он может достичь 5,5 млн. единиц. В 2018 году на долю Москвы приходилось 24,4% всех выбросов загрязняющих веществ от автомобилей в ЦФО. В серьезной модификации нуждается логистика транспортных потоков, необходима разработка и внедрение оптимальных решений по транспортной парковке, требуется снизить число автомобилей низких экологических классов, не хватает технических решений по снижению шумового и химического загрязнения атмосферного воздуха.

2019 год ознаменовался вступлением в силу ряда новых законодательных инициатив, которые также должны способствовать улучшению качества окружающей среды и здоровья населения. Так, с 1 января 2019 года действуют положения, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от уровня их воздействия на окружающую среду.

В стране всё интенсивнее применяются сводные расчеты, которые позволяют эффективно планировать градостроительные решения и предотвращать негативное воздействие загрязняющих веществ на жителей селитебных агломераций. Дополнительным инструментом по ограничению негативного воздействия должно стать квотирование выбросов, учитывающее субъективные технологические и погодные факторы при осуществлении хозяйственной деятельности.

В соответствии с мировой тенденцией в нашей стране ведется деятельность по внедрению «зеленых стандартов», по переходу на «экономику замкнутого цикла» (или «циклическую экономику»), что является дополнительным условием снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на природные экосистемы и население. Начинает всё активнее развиваться производство так называемых «органических» продуктов питания, в составе которых полностью отсутствуют опасные ксенобиотики.

Уже много лет в России эффективно используется методология оценки риска загрязнения окружающей среды здоровью населения, утвержденная 10 ноября 1997 года. Результаты оценки риска позволяют определять целесообразность, приоритетность и эффективность природоохранных и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения.

В то же время участники Форума отметили, что, несмотря на определенные успехи в деле снижения влияния негативных техногенных факторов на здоровье населения, в стране остается много проблем в сфере обеспечения экологической безопасности и экологического благополучия населения, в сфере профилактики и предотвращения экологически зависимых заболеваний, которые требуют скорейшего решения. Меры, принимаемые в этих направлениях органами исполнительной и законодательной власти всех уровней, бизнес-сообществом, институтами гражданского общества пока не соответствуют требованиям современности.

На основе состоявшегося обсуждения участники VIII Международного Форума «Здоровье человека и экология-2019» приняли Резолюцию, содержащую ряд рекомендаций. Так, например, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации было рекомендовано продолжить работу по подготовке законодательных актов и необходимых для их развития нормативных правовых актов, направленных на повышение уровня охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Добиться высокой эффективности функционирования проектных офисов, обеспечивающих реализацию федеральных проектов, включенных в Национальный проект «Экология». С целью более эффективного планирования работ по снижению экологического риска населению от техногенного загрязнения, рассмотреть вопрос о разработке экологических паспортов территорий субъектов Российской Федерации. А также оказывать содействие Министерству просвещения РФ и Министерству высшего образования и науки РФ в разработке и внедрению образовательных программ дошкольного, начального, среднего и высшего образования, программ профессионального обучения и повышения квалификации в сфере экологической безопасности и экологического благополучия населения.

Для Министерства просвещения РФ и Министерства высшего образования и науки РФ в Резолюцию Форума были включены рекомендации: поставить и решить задачу формирования системы всеобщего просвещения в сфере экологической безопасности и экологического благополучия населения; разработать и включить в образовательные программы дошкольного, начального, среднего и высшего образования разделы, охватывающие проблемы экологической безопасности и пропаганды здорового образа жизни. Разработать и внедрять систему стимулов, способствующих формированию в учебных заведениях на всех стадиях обучения инициативных групп учащихся, занимающихся предупреждением и выявлением нарушений в сфере природоохранного и санитарно-гигиенического законодательства.